Лариса Долина: "Мне 55, и я не хочу быть моложе" Откровенное интервью певицы о друзьях-артистах, браке и о том, почему она не боится становиться старше
10 сентября Ларисе Долиной исполнилось 55 лет! В честь этого знаменательного события журнал ОК! пригласил певицу в Нью-Йорк, где Лариса рассказала о самом интересном: о джазе, своих любимых местах в Нью-Йорке, о браке и о том, почему она не боится становиться старше.
Нью-Йорк, десять часов утра. Высотки освещены слабым солнцем, из-за чего город кажется игрушечным и как будто снятым на монохромную пленку. В роскошном трехэтажном номере Triplex Suite в The New York Palace, из которого открывается едва ли не лучший вид на город, съемочная группа настраивает аппаратуру, а Лариса Долина, застыв у окна, рассматривает оживающие улицы города. Она и ее муж Илья Спицин прилетели накануне рейсом "Аэрофлота", но, несмотря на долгий перелет, выглядят бодро - во многом благодаря отличному сервису на борту, о котором оба отзываются восторженно. Мы пригласили Ларису Долину, которой исполняется 55 лет, в Нью-Йорк не случайно. Она, пожалуй, лучшая и самая известная российская джазовая певица, а где еще говорить о джазе, как не в Америке? Впрочем, разговор получился не только об этом.
- Лариса Александровна, а что вас связывает с Нью-Йорком?
- Здесь у меня состоялось первое выступление перед американской публикой - в рамках очень серьезного джазового фестиваля. И еще одно событие у меня теперь неразрывно связано с Нью-Йорком: две песни с моего сольного джазового альбома Hollywood Mood, созданного совместно с Джорджем Дюком, были записаны именно в этом городе. Ну и потом здесь живет много моих друзей и дальних родственников. Почти родной город.
- Американская публика отличается от нашей?
- Она очень раскованная, тогда как российский зритель закомплексован. Я, конечно, не говорю о Москве и Санкт-Петербурге. Но в провинции... Я люблю это слово, хотя сейчас у него негативный оттенок: провинциалы - это чуть ли не прокаженные. При этом я люблю выступать в провинции - там люди добрее. В Москве я часто не чувствую отдачи, как будто пою в пустоту. А это тяжело. Такое ощущение, что московская публика настолько пресыщена, что ей уже ничего не нужно. Вчера, мол, приезжала Уитни Хьюстон, сегодня Джо Кокер, а тут какая-то Долина! Но стоить уехать на несколько сотен километров за МКАД - и все меняется.
- А у нас умеют слушать джаз?
- Вы знаете, я была поражена, когда два года назад, в самом начале кризиса, мы с Биг-бэндом Игоря Бутмана поехали в трехнедельный тур по городам Сибири и Дальнего Востока. На наших концертах яблоку негде было упасть! Да, на афише стояли громкие имена, и это наверняка многое определило. Так получилось, что я завоевала любовь зрителей одними песнями, а теперь они ходят на меня и слушают уже другой репертуар. И им нравится, что самое главное!
- Завоевали застольными: "Погодой в доме", "Рестораном"?
- Это не застольные песни, это хиты, шлягеры. - Вам за тот постперестроечный период в вашем творчестве не стыдно? - Нет. Меня эти песни переменили очень. Я, например, отвыкла громко петь. Раньше мне казалось, что чем громче, тем лучше. А потом поняла, что можно и нужно петь вот этим местом. (Показывает на сердце.) И "Погода в доме" меня этому научила
- А джазу вы где учились?
- Я с этим родилась. И осознав свои способности, начала направлять их в нужную сторону. Сначала подражала музыкантам, выучивала чужие импровизации, а потом стала придумывать сама. - А кто был для вас первым джазовым открытием? - Как у всех - Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд, Луи Армстронг, естественно... И Рэй Чарльз. - А на Западе музыкантам лучше живется? - Сейчас везде плохо. Мы до сих пор не можем прийти в себя от той волны, которая обрушилась на нас в постсоветский период. Тогда все вылезло наружу - и хорошее, и плохое. Джаз вообще забыли, зато в моду вошли рэп, R'n'B, электроника и этническая музыка, что для меня вообще удивительно. Но это мода. А я считаю, что хорошая музыка актуальна всегда.
- На хорошую музыку в нашей стране есть спрос?
- Массовый вкус у нас, конечно, ниже, чем на Западе. Мы всегда и во всем опаздывали и наверстать упущенное сможем нескоро - должно родиться еще не одно поколение. Вы только вдумайтесь: у нас исполнители в жанре шансон собирают Кремль!.. Это какой уровень образования должен быть у людей? Телевидение вообще смотреть невозможно. Бесконечные однообразные боевики и сериалы. И ведь ничего не меняется, индустрия не движется вперед. Разве что кино начали снимать неплохое. И слегка повысился процент посещаемости молодежью классических концертов.
- Артисту мало просто развлекать?
- Конечно мало! Развлекать может пластинка - купил, потанцевал. А человек, который выходит на сцену, должен делать что-то полезное. У нас на эстраде этого практически нет. - А почему вы тогда не займетесь продюсированием? - На это нужно очень много времени. А я такой человек, который не может работать вполсилы. Если отдаюсь чему-то, то до конца. Пока я гастролирующая певица, ни о каком продюсировании не может быть и речи. Разделить себя надвое я не могу.
- Вам не бывает обидно за наш шоу-бизнес, в котором, кроме вас и Пугачевой, звезд-то, по сути, и не было?
- А у нас и шоу-бизнеса нет. У нас есть отдельно шоу и отдельно бизнес. И это проблема не только артистов. Зрителям надо меняться - повышать культурный уровень, учиться. Культура - это вообще самое важное. Если человек необразован, он всю жизнь будет никому не нужной серой мышкой. А у нас люди по-русски говорить не умеют, причем те, кто должен делать это профессионально: журналисты, дикторы... Сколько ляпов, сколько ошибок! Я об этом говорила на Совете (Лариса Долина состоит в Совете по делам культуры при президенте РФ. - Прим. ОК!) и очень обрадовалась, когда через год вышел указ о введении дополнительных уроков русского языка, причем не только для школьников. Надеюсь, на это решение повлияли и мои слова. Я очень люблю русский язык и начинаю физически страдать, когда слышу безграмотную речь. - Как вы считаете, музыкальные вкусы как-то характеризуют человека? - Конечно. Если он слушает шансон - это одна категория. Если классическую музыку - другая
- А вы сразу понимаете, что за человек перед вами?
- Бывает, сразу понимаю, достаточно даже нескольких минут разговора. А бывают очень хитрые люди, которые в жизни носят маски. Особенно это свойственно артистам. На сцене маска необходима, но носить ее в жизни - тяжкий труд. А некоторые этим занимаются. Вот таких распознаешь не сразу, а через какое-то время оп! - и подловил. Все, до свидания, ничего у нас не получится.
- Среди этих масок возможны чисто человеческие отношения - дружба, например?
- Ну почему нет. Некоторым дружеским привязанностям я верна уже много-много лет. Давно дружу с четой Пресняковых, еще с тех пор, как они в общежитии жили. Вовка на моих глазах вырос. Я впервые услышала его, когда ему было шесть лет, - он пел Стиви Уандера и сам сидел за роялем. Рыженький весь, в веснушках. А сейчас уже взрослый мужчина, отец взрослого сына... Дружу с Лолитой много лет. С Буйновыми дружу - хорошая семья, очень сердечные люди. Понимаете, дружба - такая штука... Необязательно встречаться каждый день. Не нужно постоянно созваниваться. Но когда у тебя бывает порыв, ты думаешь о друзьях, желаешь им всего самого хорошего, идешь в храм и ставишь свечку за их здоровье. Вот это дружба. Говорят, что друг познается в беде, это не так. Друзья познаются в радости. В беде все рядом, все приходят погладить по головке и сказать: мы с тобой. А вот искренне порадоваться за тебя может только друг. Есть люди, которым становится плохо, когда тебе хорошо.
- 55 лет - это много или мало?
- Это зрелый возраст. Но только середина пути. Я, знаете, такой ненасытный в творчестве человек. Я же Дева, причем до противности. (Улыбается.) Я сама себе самый жесткий критик. Даже если мне говорят, что я выступила великолепно, я киваю головой, но сама понимаю, где было хорошо, а где плохо, что я могу, а что нет и чему еще стоит поучиться.
- Вы разве уже не в том статусе, когда сами можете быть учителем?
- Я где-то посередине между учеником и учителем. До сих пор экспериментирую, не опасаясь провала. В случае неудачи я буду понимать, что хотя бы попыталась. А если все получится, то это будет очередная победа - моя собственная над собой. Я всю жизнь пробую что-то новое. Сейчас занимаюсь оперным вокалом с Еленой Васильевной Образцовой, у которой своя оперная школа, свой метод. Переключаться с моей привычной манеры пения на оперную тяжело, но зато я научилась по-новому дышать, да и вообще занятия с Еленой Васильевной приносят мне колоссальное удовольствие. У нас с ней много общего: она такой же трудоголик, как и я. Такая же отвязная, с металлическим стержнем внутри. Она ничего не боится и тоже экспериментирует.
- Мюзикл "Любовь и шпионаж" тоже был экспериментом с вашей стороны?
- В каком-то смысле да. Когда-то я пела в мюзикле с Валерой Леонтьевым, но там мы выступали под фонограмму.
Сейчас я уже могу в этом признаться, а тогда было стыдно, что нет нормальных микрофонов и приходится изображать пение. Сегодня у нас есть все возможности делать качественный продукт. Мы отыграли уже десять спектаклей, и я жду не дождусь нового сезона.
- Роль Маты Хари открыла в вас что-то новое?
- Я сама по натуре авантюристка, поэтому, наверное, и смогла сыграть эту роль. Каждый мой эксперимент в творчестве можно считать авантюрой. Например, мой дуэт с Эросом Рамаззотти, с которым я спою знаменитую Più Che Puoi, - он исполнял ее с Шер. У нас с Ильей столько проектов в голове!.. Хватило бы сил и здоровья все осуществить.
- А вы ощущаете себя на 55?
- Абсолютно нет! Ну может, лет на 30. (Смеется.) Но никак не на 55... Незаметно эти 25 лет прошли. Время летит со скоростью звука. Вроде только лето началось, а уже начало сентября. Да и лета-то не было... Но я не боюсь становиться старше и не хочу быть моложе. Я давно, лет 15 назад, взяла себе за правило ценить каждое мгновение жизни, потому что времени мало, а успеть нужно все - до того, как я перестану выходить на сцену. - Вы предвидите этот момент? - Ну, в определенном возрасте женщина уже не может петь так же хорошо, как в молодости, - голос тоже стареет. И конечно, внешность имеет значение. Когда женщина перестает хорошо выглядеть, она не может себе позволить выходить на сцену.
- А чем займетесь, когда уйдете?
- Я поступлю, наверное, так же, как Марлен Дитрих, которую никто не видел в старости. Уйду в "изгнание". - Каких еще жизненных правил вы придерживаетесь? - Надо учиться прощать. И как-то жить в ладу с самой собой. А в том, что касается внешности, нужно превратить правильные привычки в образ жизни.
- Как вы следите за собой?
- Я не ем после пяти вечера, серьезно занимаюсь пилатесом. Не курю, почти не пью спиртное, позволяя себе разве что шампанское. Поэтому мне и нельзя дать мои годы.
- А сил с таким режимом хватает?
- А это зависит от того, как сильно женщина хочет хорошо выглядеть. Я буду оставаться молодой, чтобы иметь возможность выходить на сцену как можно дольше. Не могу даже представить, что когда-то лишусь этого. Еще мне помогает природная доброжелательность. Мы ведь все проходим через массу испытаний, и они делают нас практически неуязвимыми. Главное - не озлобиться. И еще не позволять себе вот этого. (Показывает корону на голове.) Звездная болезнь - это страшная вещь. Человек падает с такой высоты... И может разбиться.
- Вас испытания закаляют?
- О-о-о! (Смеется.) Бог меня постоянно испытывает, но я благодарна ему за это. Потому что вслед за испытанием я получаю такой подарок, что остается только ахать, охать и шептать: спасибо. Прежде всего за то, что могу заниматься музыкой. Это бесподобное занятие. Его можно сравнить с полетом птицы, хотя я могу только догадываться, как это происходит. Правда, мне часто снится, что я летаю. (Улыбается.)
- А с какой музыкой у вас ассоциируются самые яркие моменты в жизни?
- У меня есть одна любимая песня... Fragile. Ее поет Стинг. Когда я впервые ее услышала, у меня был шок. Не помню, в каком это было городе... Мы сидели в ресторане отеля глубокой ночью, дико уставшие, и ждали информации о нашем рейсе. Я положила голову на руки, чтобы немного вздремнуть, и вдруг услышала эту песню. И она меня просто потрясла. Я моментально проснулась, у меня градом потекли слезы. Это была не истерика, а выход чего-то. Какого-то негатива. Причем у меня было спокойное лицо, я даже улыбалась, но слезы текли и текли... Эта песня от чего-то плохого меня освободила. А есть мелодии, которые у меня ассоциируются с отдыхом на побережье. Сразу хочется на яхту и в открытое море...
|