Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ, лауреат Высшей театральной премии Москвы "Хрустальная Турандот"
Родилась 17 марта 1925 года в Москве, в семье служащих. Отец — Борисов Константин Иванович. Мать — Борисова Серафима Степановна.
После окончания Училища имени Б. Щукина в 1949 году Юлия Борисова была принята в Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова.
Первые шаги на сцене актриса сделала в амплуа лирических героинь: Магда ("Заговор обреченных" Н. Вирты), Геро ("Много шума из ничего" У. Шекспира), Галя ("Макар Дубрава" А. Корнейчука), Эпонина ("Отверженные" В. Гюго), Джулия ("Два веронца" У. Шекспира).
Все эти героини Юлии Борисовой обладали прекрасной внешностью, обаянием молодости, трогательностью и обещанием будущих возможностей. Подлинное открытие большой актрисы с ее уникальной индивидуальностью произошло в роли Анисьи в спектакле "На золотом дне" Д. Мамина-Сибиряка (1955).
Вместо бытовой мелодрамы Борисова создала глубокую трагедию богато одаренной души, поруганной и изувеченной укладом жизни купечества Сибири, создала с удивительной психологической тонкостью, мощным темпераментом и яркой театральной выразительностью.
С тех пор практически ни одна работа Юлии Борисовой не оставалась незамеченной. Ее талант многогранен, но более всего актрисе интересны образы, которым свойственны сердечный порыв, смятение чувств и кипение страстей.
Даже ее хрупкие юные героини, имея разные характеры, поразительно стойко, страстно противостоят ударам судьбы. Борисова — всегда адвокат своих героинь, ее интересует становление женской человеческой личности. Это и Наташа ("Город на заре" А. Арбузова, 1957), и Люся ("Две сестры" Ф. Кнорре, 1957), и Банат ("Неписаный закон" Н. Пистоленко, 1958), и Аня ("Коронация" Л. Зорина, 1969), и, наконец, Валя ("Иркутская история" А. Арбузова, 1959). Все они на пороге жизни, все они имеют мечты и стремления, переживают такие же драмы и радости, как и их современница актриса Борисова, но особо выделяется образ Вали, в котором актриса тонко и точно сыграла взросление души, осмысление своего места в жизни и чуда, произошедшего от любви.
Особую страницу в актерской биографии Ю. К. Борисовой занимает работа над ролью Настасьи Филипповны ("Идиот" Ф. Достоевского, 1958). Актрисе довелось сыграть ее и в кино, и на сцене. Многие специалисты полагают, что более глубоко и емко это было в театре, где последовательнее прослежена судьба этой женщины, мятущейся между благородством и ожесточенностью, между любовью и ненавистью.
Точность социальной характеристики, чистота, целомудренная поэтичность, духовная сила отличают многие роли Борисовой. Женщины со сложной судьбой, несчастной любовью — у нее всегда натуры избранные, незаурядные. Умная, независимая Нефедова ("Одна" А. Алешина, 1956), потерянная в жестоком мире Гитель ("Двое на качелях" У. Гибсона, 1963), виртуозная притворщица, "царица блажи", жертвующая жизнью во имя любви, — Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" У. Шекспира, 1971), романтическая, талантливая чарующе открытая, но растратившая свою жизнь Лика Мизинова ("Насмешливое мое счастье" Л. Малюгина, 1965), неприкаянная, ищущая выхода своим жизненным силам Елена Андреевна ("Леший" А. Чехова, 1979), яростная в своем отчаянии Мария ("Мария Тюдор" В. Гюго, 1985) и, конечно, хрупкая и нежная, но удивительно мужественная и стойкая Гелена ("Варшавская мелодия" Л. Зорина, 1967).
Юлии Борисовой пришлось играть во многих пьесах: и стойких революционерок — Мария ("Конармия" И. Бабеля, 1966) и Виринея ("Виринея" Л. Сейфуллиной, 1967), и деловых женщин — Анна Георгиевна ("Из жизни деловой женщины" А. Гребнева, 1974).
Есть еще грань таланта актрисы — создание образов комедийных, почти эксцентрических: это веселая, озорная и гордая казачка Павлина ("Стряпуха" и "Стряпуха замужем" А. Софронова, 1959, 1961), и взбалмошная и хитроумная Эпифания ("Миллионерша" Б. Шоу, 1964), и капризная, своенравная Турандот ("Принцесса Турандот" К. Гоцци, 1963), и беспомощная, доверчивая королева Анна ("Стакан воды" Э. Скриба, 1988).
Все эти образы поражают смелостью откровенной театральности, блеском актерского мастерства.
Юлии Борисовой довелось сыграть и женщин своей профессии: Кручинину ("Без вины виноватые" А. Островского, 1993), где она виртуозно воплощает трагическую судьбу женщины, актерское призвание и красоту человеческой души, и Патрик Кэмпбелл ("Милый лжец" Д. Килти, 1994) — умную, ироничную, пронесшую через многие годы любовь к Б. Шоу.
Юлия Борисова — ярчайший представитель вахтанговской школы, ей подвластны и максимальное душевное обнажение, и публичная исповедь, и яркая театральность, почти гротеск.
Помимо работы в театре Юлия Борисова снималась в кинокартинах: "Три встречи" (1949) в роли Оксаны, "Идиот" (1958) в роли Настасьи Филипповны, "Посол Советского Союза" (1970) в роли Кольцовой; в фильмах-спектаклях "Много шума из ничего" (1955) в роли Геро и "Город на заре" (1958) в роли Наташи.
Ю. К. Борисова — Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1969), лауреат Государственной премии РСФСР (1966), Государственной премии РФ (1995), Высшей театральной премии Москвы "Хрустальная Турандот" (1989), премии "Кумир" (2000), премии "Театральная весна" (1989), премии имени К. С. Станиславского (2006). Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени.
Многие годы Юлия Борисова избиралась депутатом Верховного совета РСФСР (с 1963 г.), являлась членом президиума Дома актера.
Живет и работает в Москве.
Герой Социалистического Труда (1985)
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (6 марта 1995) — за выдающиеся заслуги в области театрального искусства[1]
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14 марта 2010) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность[2]
Два ордена Ленина (1971, 1985)
Орден Трудового Красного Знамени (1960)
Орден Октябрьской Революции (1975)
Заслуженная артистка РСФСР (1957)[3]
Народная артистка РСФСР (1961)
Народная артистка СССР (1969)
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года (29 мая 1995)[4]
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1966) — за исполнение ролей Вали, Павлины Казанец, Мавры Покитченко в спектаклях «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «Стряпуха замужем» А. В. Софронова, «Правда и кривда» М. А. Стельмаха
Первый лауреат Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот» (1991)
Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2000)
Премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (1996)
Премия «Театральная весна» (1989)
Международная премия имени К. С. Станиславского (2006).
Медали, а также ордена и медали иностранных государств.
|