Актер, которого знают как яркого члена жюри программы «Точь-в-точь» на Первом канале, 26 ноября отпраздновал 40-летие. «Я говорил, что гармония в жизни у меня началась после 30. Поторопился с заявлением. Сейчас еще круче стало», – смеется актер.
– До 30 у меня была куча энергии, но я не знал, куда ее направлять. А потом совпадение: на возраст попали роли. И популярностью, которая на меня свалилась, я смог правильно распорядиться. Вовремя ушел с «Глухаря», который принес всенародную известность. И тут же поймал сценарий «Склифосовского», который дал второе дыхание. Все же думали, что после Глухарева уже ничего не смогу сделать. Я не почивал на лаврах и с ума сходил, а дальше не пошел – побежал! За эти шесть лет произошло такое количество событий. Но в чем достоинство – я их все в итоге обернул в свою пользу.
— Наверное, уходящий год – один из самых сложных периодов в жизни. Из-за того, что оставил «Сатирикон», где проработал 18 лет. Но должен был это сделать, чтобы двигаться дальше. Кто-то скажет, что я не прав, но театр – это тоже отношения, и у каждого своя правда… А в любых неравнодушных отношениях не бывает все гладко. Рано или поздно возникнет ситуация, когда кто-то кого-то не услышит, не поймет, пронзит электрический разряд. Но я недолго находился в состоянии обиженного: это бессмысленная трата времени. И всегда буду говорить в превосходной форме об этом театре и о том, что для меня значит Константин Райкин (художественный руководитель «Сатирикона». – Прим. «Антенны»). Людей, с которыми свела там судьба, могу только благодарить: одних за то, что многому в жизни научили, других – за то, что вовремя открылись. Даже ощущение, когда в тебя не особо верят, – это тоже учеба. Ничего в жизни не дается просто; все, включая внимание художественного руководителя, нужно заслужить. Мне нравится, что никто особо не радовался моему появлению; взяли просто для мебели, тем не менее там я сделал хорошую карьеру.
За год у меня произошла такая переоценка! Раньше будто шоры были: работа, работа, работа круглосуточно, и не понимал, что мир намного шире…
Был период, когда я, например, в театре стеснялся своей популярности. А сейчас работы меньше не стало, но я… расправил плечи. И слова «должен», «обязан», «надо» остались, но теперь они дают возможность заниматься своей жизнью. Браться за проекты, сценарии, пьесы, которые интересны, а не навязаны. Нет гонки, когда надо зарабатывать. Я не супербогатый человек, но знаю: если предложат историю, которая не будет удовлетворять, на это не пойду. Так интереснее существовать, жить, понимая, что сам отвечаешь за свою судьбу. Я же привык к другому. Страшно? Страшно, конечно. Но для того и 40 лет. Время самостоятельного принятия решений.
– В моей жизни нет людей, которые могут на меня повлиять. Есть те, мнение которых выслушаю. Но все равно последняя точка будет моя. Иначе получается, непрочно стою на ногах. Это как в роли: когда не понимаешь, как играть, начинаешь болтаться. Ты неубедителен. Мне же во всех моих проявлениях нужна убедительность. Прежде всего для себя. С меня спрос, с меня и поступки.
Учусь говорить «нет». Раньше же как? «Максим, давай!» Ну давай. А потом стал понимать, что меня настолько много! Самого это начало раздражать. Какую кнопку ни включишь, там Аверин. Поэтому теперь так. По дружбе? По дружбе мы просто с вами в кафешке посидим. А что касаемо работы, я должен подумать, выгодно ли мне это с точки зрения творчества. Многих это не устраивает, обижаются, кто-то исчезает.
Я люблю пробы. Мне не западло (смеется). Западло общаться с хамлом, которое там иногда встречаю. Когда режиссер сидит нога на ногу, смотрит небрежно, тогда сразу говорю: «Извините, даже если вы меня утвердите, я с вами работать не буду». К людям отношусь с уважением, люблю их. Это одно из сильных качеств. Но не потерплю по отношению к себе хамства и панибратства. Не хочу. Я взрослый мужчина, уважаю себя. Честь и достоинство – сейчас за это дают орден, а я считаю, это должно быть в крови у человека.
Меня обвиняют, что слишком критикую участников шоу «Точь-в-точь». Но точно так же к себе отношусь. У меня есть фильмы, которые даже не смотрел никогда, потому что стыдно. Не получилось, не состоялось… Но в этом и особенность профессии, здесь нельзя прогнозировать успех. Надо уметь принимать поражение. Главное – подняться.
Не должно быть удобно жить на свете. Как только ты привык к чему-то, иди ищи новое. Почему я расстаюсь со многими спектаклями? Они собирают залы, их можно по 10 лет играть. Но как только понимаю, что след от выступления остается только на уровне мокрой рубашки, то я должен от этого отказаться. Когда уходит трепет, надо расставаться.
Самое важное в отношениях – нежность
– Переоценка ценностей сопровождается потерей людей. Печально, когда разочаровываешься. Но теперь я еще один закон для себя вывел: не очаровывайтесь, чтобы не разочаровываться. Работаю над этим (смеется). У меня есть такая черта: влюбляюсь очень сильно. И могу быть слепым в этом. А переделать себя не в силах. Но надо научиться.
Любовь – это работа. Одному человеку с самим собой сложно, невыносимо бывает порой. А когда двое, то вообще кошмар. Но в этом и есть работа. Когда ты не просто в любви признаешься, а трудишься над тем, чтобы уважать территорию одиночества другого. Ведь каждому из нас эта территория необходима. И мне тоже. Потому что я никогда не бываю один (смеется). И когда мне это нужно, сажусь в машину и уезжаю в лес. Понял: если что-то не так, сразу надо в природу уходить. Тебя не будет, а этот дуб так и останется стоять. И мудрости у него в тысячу раз больше.
Сейчас совсем нивелировано мужское и женское, уходит таинство из отношений. Вот на одном канале на целый день заряжают одну и ту же программу развлекательную. И на протяжении шести часов шутят о том, что женщинами надо пользоваться, и тогда ты крутой мужик. В зале сидят девушки, которых это приводит в дикий восторг. Но ведь такая откровенность рождает приземленность и циничность, а значит, в этих отношениях мало будет нежности. А как без нее? Понятно, что мир несовершенен и где-то даже жесток. Но послушайте, у меня такая короткая жизнь, я не хочу понимать про нее так все сразу. Давайте оставлять какую-то надежду на свет.
Вернулось ощущение дома
– Был период, когда понятие «дом» для меня обесценилось абсолютно. В одной квартире жизнь закончилась, она уже стала больше похожей на гардеробную. Я приезжал, менял один чемоданчик на другой и ехал дальше. А в новой квартире шел ремонт. Плюс первое жилье было настолько засвечено везде, что оттуда ушло что-то. И когда я переехал, понял, что никого не могу извне пригласить, потому что не хочу, чтобы нарушалась атмосфера. Там все сделано так, как я хотел. Цвета прозрачные: белые, бежевые. Кабинет весь в дереве, есть библиотека, камин. Наконец-то развесил картины, которые пылились на полу.
Раньше было так: ты рано утром уходишь и поздно-поздно приходишь. Животных пообнимаешь – и спать. А сейчас вернулась жизнь. Я вновь стал готовить. Недавно, например, заехали друзья, и нужно было быстро что-то соорудить. Это такой кайф – руки помнят!
Такого ощущения дома давно не было. Теперь, если есть даже небольшой перерыв, например, еду на спектакль со съемок, обязательно заверну в квартиру, чтобы хотя бы час там побыть. Со мной остался рыжий кот Яша, который с возрастом стал еще наглее. А пес Банди вышел на пенсию, живет у родителей.
Соскучился по режиссеру-диктатору
– Сейчас буду репетировать хорошую пьесу, наконец-то дождался! Год отсматривал материал. И режиссер хороший, а я соскучился по работе с диктатором. Мне нужен человек, который был бы круче, чтобы я смотрел ему в рот. Сам так много помогал людям ставить спектакли, что хочу просто быть артистом. Это ведь моя профессия.
Еще стал преподавать актерское мастерство в академии у Никиты Михалкова. Мои дети прекрасны. Хотя они, конечно, взрослые люди, получают второе образование. Например, один человек придумал и снял несколько картин, которые завоевали призы международные. Спрашиваю: «Что же вы здесь делаете?» Он отвечает: «Я обнулился». Мне так это понравилось. Так мудро – обнулиться иногда и начать все с начала.
В январе буду пробовать себя в санкт-петербургском спектакле «Хиты Бродвея», предложили исполнить несколько произведений. Еще в проектах – прочитать «Метель» Пушкина в сопровождении симфонического оркестра. Я интересно живу! И возраст ничего не отнимает. Я говорил, что гармония в жизни у меня началась после 30. Поторопился с заявлением: сейчас еще круче стало. Наоборот, стало комфортнее с самим собой. Я знаю свои недостатки и достоинства. И если раньше переживал: почему все нормально фотографируются, а тебе надо вот как-то раз этак? А сейчас понял: пошли вы к черту, я такой! И другого не будет.